19/09 2022
17:00
Пн
Постановка по одноимённой пьесе Освальда Заградника стала для Павла Пархоменко дебютом на Основной сцене — прежде он выпустил три аншлаговых спектакля на сцене «Под крышей». В ролях — мэтры театра Ольга Остроумова, Нэлли Пшённая, Евгений Стеблов, Анатолий Васильев, Александр Голобородько, Леонид Фомин и молодые актёры.

Первая премьера Театра имени Моссовета в новом сезоне — пьеса словацкого драматурга Освальда Заградника «Соло для часов с боем». Пьеса о стариках, в ней нет динамичного действия, стремительной смены картин, возвышенных монологов, и именно в этом её привлекательность. Написанная 50 лет назад, она шла в театрах, идёт и будет идти.

«Соло для часов с боем» — история об одиноких стариках, которые собираются раз в неделю на посиделки. Отброшенные на обочину жизни, они предаются воспоминаниям и мечтам, но не утрачивают ни достоинства, ни человеческого тепла. Это трогательная история о беспощадном ходе времени и маленьких человеческих драмах. Спектакль, для которого единственный залог успеха — сила актёрского ансамбля. Теперь её играют корифеи Театра Моссовета.

Поставил спектакль Павел Пархоменко, выпускник ГИТИСа Мастерской Олега Кудряшова. Это его первая работа на большой моссоветовской сцене. Актёры говорят, что трудностей с молодым режиссёром не было. «Режиссёр — это профессия, актёр — это профессия, и тут, мне кажется, неважно, сколько лет. Он — главный решатель, так у нас устроено в театре, что он трактует. И мы должны эту трактовку принимать», — пояснил народный артист России Александр Голобородько.

У каждого из стариков — свои воспоминания, мечты и тайны. Евгений Стеблов играет лифтёра на пенсии Франтишека Абеля. Актёр рассказывает, что простая на первый взгляд пьеса — на самом деле сложна в исполнении: центральные герои постоянно на сцене, из незатейливых разговоров сплетается сложная паутина отношений.

В театре говорят, что старались создать на сцене «своё пространство и своё время»: декорации просты и условны, реквизит разных эпох. Но никаких смысловых надстроек над авторским текстом нет. По словам режиссёра, в таком спектакле на сцене необходим только воздух — и артисты.


Источник: телеканал «Россия-Культура», «Театрал»
Фото: Екатерина Щербакова