В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
Сб
На пленарном заседании (модератор: доктор искусствоведения Д. В. Трубочкин) выступили ведущие специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Э. Мейерхольда.
Программа конференции включила в себя несколько тематических секций. Модератором секции «Мейерхольд за рубежом: идеи, приёмы, влияния» стал кандидат искусствоведения В. А. Щербаков (Москва, ГИИ). Секцию «Режиссёрский метод Мейерхольда: эволюция и революция» модерировал доктор искусствоведения, профессор А.А. Чепуров (Санкт-Петербург, РГИСИ).
Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда (модератор: Е. В. Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. И. Канта).
Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» (совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий) включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актёра были задействованы цифровые технологии (компьютерная стабилометрия).
В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. Э. Наследие. Спектакли: „Ревизор“ Подготовка сценического текста». Книгу представил её составитель, заведующий Сектором изучения и публикации наследия Мейерхольда (ГИИ) В. А. Щербаков. В этом научном труде подробно воссоздан ход работы Мейерхольда над одним из его главных спектаклей — «Ревизором» (1926).
В рамках конференции состоялась дискуссия режиссёров. Влияние Мейерхольда на современную сцену и театральное образование обсудили Стафис Ливафинос (Греция), Ферруччо Меризи (Италия), Валерий Фокин, Михаил Резникович, Михаил Левитин, Олег Долин, Екатерина Гранитова-Лавровская, Алексей Левинский и кандидат искусствоведения Александр Бармак. Модератором встречи стал Дмитрий Трубочкин.
Завершил конференцию показ спектакля. Студенты Мастерской Владимира Андреева (художественный руководитель — Ольга Якушкина) сыграли в 26 аудитории ГИТИСа трагедию «Макбет» в постановке Алексея Левинского. Спектакль, созданный в опоре на биомеханику Вс. Э. Мейерхольда, стал ещё одним практическим подтверждением неоспоримой актуальности театрального наследия Мастера.
Конференция проходила в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
18 апреля
Часть 1. Открытие конференции. Пленарное заседание.Модератор: доктор искусствоведения, профессор Д.В. Трубочкин.
Смотреть
Часть 2. Пленарное заседание (продолжение).
Смотреть
Часть 3. Секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики».
Смотреть
Часть 4. Презентация книги. Мейерхольд В. Э. Наследие. Спектакли: «Ревизор». Т. 1 Кн. 1-2. Подготовка сценического текста». — М.: ГИТИС, 2023.
Смотреть
19 апреля
1 часть. Секция «Мейерхольд за рубежом. Идеи, приёмы, влияния».Модератор: кандидат искусствоведения В. А. Щербаков.
Смотреть
2 часть. Секция «Режиссёрский метод Мейерхольда: эволюция и революция».
Модератор: доктор искусствоведения, профессор А. А. Чепуров.
Смотреть
3 часть. Дискуссия режиссёров «Идеи Мейерхольда в современном театре и театральной школе».
Модератор дискуссии: доктор искусствоведения, профессор Д. В. Трубочкин.
Смотреть
4 часть. Секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда».
Модератор: кандидат философских наук Е. В. Кучинов.
Смотреть
Фото: Елизавета Рощина