08/02 2024
14:28
Чт
Завтра, 9 февраля, исполняется 150 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда — искромётного выдумщика и вечного возмутителя спокойствия, основателя методики «биомеханики», педагога и актёра, одного из первых авангардных режиссёров в нашей стране. Его смелые поиски и эксперименты, во многом опередили своё время. Без вклада Мейерхольда в искусство режиссуры попросту нельзя себе представить развитие передового театра XX века, как нельзя его представить без К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова, без М. Рейнхардта и Б. Брехта.
Мейерхольд занимает своё особое, отмеченное печатью глубокого своеобразия, место в ряду самых выдающихся мастеров мировой режиссуры. Гений мирового театра, режиссёр Всеволод Мейерхольд был замечательным музыкантом. Он играл на скрипке, ставил оперы, сотрудничал с Шостаковичем, Прокофьевым, Глазуновым, мыслил спектакль как симфонию и мечтал выстроить театральную постановку как партитуру. Его творческие идеи, его искания и открытия до сих пор продолжают привлекать к себе пристальное внимание, постоянно вызывая настойчивый интерес не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

В честь 150-летия Всеволода Мейерхольда Научная библиотека ГИТИСа подготовила юбилейную книжно-иллюстративную выставку «Великий Мейерхольд». На выставке представлены книги из фонда нашей библиотеки, посвящённые жизни и творчеству Всеволода Мейерхольда:

«Мейерхольд: В 2-х т./ Т. 1 : Годы учения Всеволода Мейерхольда. „Горе уму“ и „Чацкий — Гарин“»
«Мейерхольд: В 2-х т./ Т. 2 : Пять лет с Мейерхольдом. Встречи с Пастернаком»
А. К. Гладков
Работы известного драматурга и эссеиста А. К. Гладкова о Вс. Мейерхольде — не только свидетельство человека, близко знавшего выдающегося режиссёра, но и замечательные произведения литературы.

«Творческое наследие В. Э. Мейерхольда»
В сборник входят работы Мейерхольда и работы о нём. Таким образом, книга состоит из двух разделов. В первом — статьи, выступления и беседы Мейерхольда с 1902 по 1936 год. Одни из них освещают различные проблемы театрального искусства, другие — характеризуют отдельные постановки Мейерхольда. Во второй раздел входят статьи, публикации и воспоминания о Мейерхольде. Они освещают различные периоды и различные стороны его жизни и творчества.

«Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний»
Сборник — лишь книга воспоминаний, своего рода «свидетельских показаний» сорока девяти современников, соратников и учеников Мейерхольда, людей, близко его знавших, соприкасавшихся с ним в работе и в жизни. Они представляют на суд читателя и истории то, что видели, наблюдали и знают по личному опыту. Почти все воспоминания, за немногими исключениями, написаны специально для настоящего сборника.

«Мейерхольд и музыкальный театр»
И. Д. Гликман
В книге И. Д. Гликмана впервые детально рассматриваются деятельность выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Особое место в книге занимает проблема мейербахольдовской интерпретации соотношения литературного первоисточника и музыки.

«Всеволод Мейерхольд. Тёмный гений»
Ю. Б. Елагин
В своей книге Юрий Елагин ищет ответы на вопросы: кто был Мейерхольд? шарлатан или гений? любитель дешёвых сенсаций, сомнительных экспериментов или великий строитель нового театра? развязный выскочка или вдохновенный и тонкий художник?

«Мейерхольд в разные годы. Мейерхольдовский сборник. Выпуск шестой»
Специально для выставки Издательство ГИТИС представило Научной библиотеке ГИТИСа эту книгу. В очередной сборник вошли не публиковавшиеся прежде, либо рассеянные в периодике тексты 1900-1930-х гг.

С остальными экспонатами выставки, а также с иллюстративным материалом вы сможете ознакомиться, посетив наш читальный зал.