10/04 2024
18:00
Ср
В Мичуринском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Выстрел» по повести А. С. Пушкина. Постановка создана в рамках проекта «Дебют в России: спектакли команд выпускников ГИТИСа и других ведущих театральных вузов в региональных театрах» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В творческую постановочную команду вошли режиссёр выпускница Мастерской Андрея Кончаловского Евгения Тикиджи-Хамбурьян, художник-сценограф выпускница Мастерской Станислава Морозова и Анатолия Ледуховского Василиса Кутузова и выпускник Мастерской Александра Урсина художник по свету Александр Краснодед.

«С Василисой и Александром мы работаем уже очень давно. У нас слаженная команда, и мы понимаем друг друга с полуслова. Большая благодарность ГИТИСу за возможность работать в тандеме с профессиональными людьми, близкими по духу и ощущению театра. ГИТИС — это школа. И эта школа даёт уверенность, что мы справимся с любой задачей», — признаётся режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян.

Помимо постановочной команды, выпускники ГИТИСа нашлись и среди актёров Мичуринского драматического театра. Главную роль в спектакле «Выстрел» исполнил выпускник Мастерской Владислава Долгорукова Александр Буров.

«Очень радостно было поработать с выпускником ГИТИСа Александром Буровым в главной роли Сильвио. Всё-таки стены ГИТИСа оставляют свой отпечаток. И в целом, конечно, труппа заинтересована в хорошей работе. Артисты очень стараются воплотить замысел и привнести много своего. В работе были заняты в основном опытные артисты. Многие говорят, что давно так подробно не работали и не разбирали, что подобное взаимодействие приятно и неожиданно для молодого режиссёра. Я очень рада такой обратной связи», — говорит режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян.

Новая постановка посвящена 225-летию со Дня рождения А. С. Пушкина. Творческая постановочная команда попыталась взглянуть на его повесть с новой стороны. В спектакле сталкиваются два измерения: уже постаревшие Белкин и граф встречаются, чтобы вспомнить молодость, и погружаются мысленно в давно минувшие дни.

«В спектакле 2 линии: живые люди и их воспоминания. Декорация — это некие чертоги разума: приоткрывая завесу, герои достают воспоминания, проживают их и убирают обратно. На сцене система задников, которые находятся в постоянном движении, как человеческий разум. Весь спектакль решён в монохромной гамме с синими акцентами. Костюмы безвременные, фантазийные, в основе лежат гусарские мундиры, но они видоизменены», — рассказывает сценограф Василиса Кутузова.

«Мы хотели бы, чтобы зритель, выходя из зала, вспомнил великие слова: „Выше закона может быть только любовь, выше права — лишь милость, а выше справедливости — лишь прощение“. Собственно, об этом и спектакль. Мы решили продлить историю Пушкина, и одна из центральных линий спектакля — это линия уже старого Белкина и старого графа, которые вспоминают юность и былые истории. И эти воспоминания оживают на сцене. Спектакль разворачивается в двух мирах. В одном — два рефлексирующих пожилых человека, а в другом — воспоминания о том самом выстреле», — отмечает режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян.

Основным элементом декорации является дерево, оживающее по мере развития сюжета и распускающееся в финале истории.

«Метафорой жизни и смерти служит сухое дерево, которое стоит одиноко в доме графа, оно же — венец праздничного стола на гусарском пиру, и под ним происходит тот роковой поцелуй, который закручивает сюжет спектакля. Дерево в финале, когда все воспоминания прожиты и история закончена, распускается синими цветами. У дерева сложная конструкция, и, разрабатывая её, я пробовала многие способы, чтобы цветы распускались с нужной скоростью без человека рядом, который управляет ими. Я пошагово объяснила, как сделать каждую деталь дерева, и театр смог реализовать мою задумку, чему я несказанно рада», — делится сценограф Василиса Кутузова.

Работа над спектаклем проходила в творческой дружелюбной атмосфере. Команда театра тепло встретила выпускников ГИТИСа, а после окончания постановочного процесса администрация высоко оценила подготовку режиссёра, отметив уровень её профессиональных навыков и умение найти подход к разновозрастным артистам.

«Уже с первого знакомства с труппой театра молодой режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян сумела проявить основные качества, необходимые режиссёру: волю, образованность, интеллект, понимание сложности решения организационных и творческих задач. Хочется отметить её особое умение создать рабочую атмосферу в творческой группе. Она требовательна, строга, дисциплинированна, умеет увлечь и подчинить своему замыслу всех участников постановочного процесса. В спектакле „Выстрел“ были заняты как молодые, так и опытные актёры, мастера сцены», — отмечает директор Тамбовского государственного автономного учреждения культуры «Мичуринский драматический театр», заслуженный работник культуры РФ Галина Николаевна Попова.

Так же высоко была оценена работа и подготовка сценографа Василисы Кутузовой и художника по свету Александра Краснодеда, которые смогли создать на сцене Мичуринского драматического театра два неразрывно связанных, но таких далёких мира.

«Богатая фантазия, технические возможности театра, художественная концепция, эскизы оформления, костюмов, свет и другие выразительные средства смогли реализовать участники постановочного процесса Василиса Кутузова и Александр Краснодед и воплотить свои самые смелые и сложные замыслы», — подчёркивает директор театра Галина Николаевна Попова.

«Главное, что привнесла постановочная группа, — молодую энергетику. Это было интересно как сверстникам, занятым в спектакле, так и более возрастным актёрам. Был проведён тщательный анализ драматургии во время застольных репетиций. Большое значение режиссёр уделял совместной с актёрами разработке характеров персонажей. Шёл постоянный творческий обмен между всеми участниками постановочной группы. Особо хочется отметить работу художника по свету, создавшего неповторимую атмосферу, соединившую все компоненты спектакля. Режиссёр охарактеризовала себя как творческий лидер, умеющий, с одной стороны, слышать актёров, с другой —добиваться намеченных ею результатов», — говорит главный режиссёр театра Николай Глебович Елесин.

Как признается режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян, несмотря на достигнутое между командой театра и постановщиками взаимопонимание, работа над спектаклем стала для неё настоящим вызовом.

«С одной стороны, очень сложный сценический мир и логика этого мира. А с другой — очень страшно было так сильно разворачивать Александра Сергеевича, но при этом стараясь сохранить автора. Да и вообще с классикой под свежей оптикой порой бывает страшновато. Но ещё в ГИТИСе я читала „Прогулки с Пушкиным“ Абрама Терца, и эта книга помогла смотреть на великого поэта более по-человечески, как-то даже хулигански и озорно. А ещё я читала книгу Олега Львовича Кудряшова „Пушкин — режиссёр“ Издательства ГИТИС, потому что было очень волнительно так сильно перекраивать повесть, хотелось больше мнений мастеров и учителей. И это ощущение очень помогло избавиться от страха соприкосновения с глыбой», — делится режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян.

Несмотря на все сложности, новый спектакль пришёлся по душе администрации и зрителям Мичуринского драматического театра. Рассказанная выпускниками ГИТИСа повесть А. С. Пушкина заиграла новыми красками.

«В ходе работы над спектаклем режиссёр и постановочная группа создали атмосферу творчества и взаимопонимания, что отразилось на постановке в целом. Спектакль получился ярким, зрелищным, глубоким. Несёт заряд положительной энергетики, обладает огромным потенциалом ресурсов комплексного эстетического воздействия на зрительскую аудиторию, заставляя зрителя размышлять о вечных ценностях: о чести, любви, о жизни, о прощении», — подытоживает директор Тамбовского государственного автономного учреждения культуры «Мичуринский драматический театр», заслуженный работник культуры РФ Галина Николаевна Попова.