01/06 2023
15:01
Чт
В Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева 27 мая состоялась премьера спектакля «Урок дочкам» по пьесе Ивана Крылова. Режиссёр-постановщик и хореограф — выпускница ГИТИСа Мастерской Леонида Хейфеца Софья Гуржиева. Художник — выпускница Школы-студии МХАТ Ольга Сикорская, художник по свету — выпускница Школы-студии МХАТ Софья Ларина.
В этот раз Новосибирский городской драматический театр решил удивить своих зрителей, ведь постановку нельзя назвать стандартной для этого театра. Первая отличительная черта — спектакль начинается не на сцене, а в фойе. Заходя в зал, зрители наблюдают привычный интерьер театра с одной необычной деталью — квадратным ковром с выдержками из басен Ивана Крылова, а именно с «набором моралей» из разных произведений. Строки образовывают некую спираль, по которой может пройтись зритель. После прочтения капельдинеры предлагают лечь в центр ковра и сделать фото на память. Интерактивная составляющая — новое для Новосибирского городского драматического театра явление. Включение в спектакль до спектакля — выгодное решение, особенно учитывая узкую известность произведения. Такой ход позволяет режиссёру сбросить некую помпезность с события и включить зрителей в обстоятельства спектакля.

На сближение также работает и действия в театральном зале: первая сцена спектакля происходит между зрительских кресел. Молодые влюблённые Даша (Вероника Гальченко) и Семён (Константин Брюзгин) рассказывают свою историю, перемещаясь между рядов. С одной стороны, такой ход сближает героев со зрителями, с другой — расширяет площадку действия.

Ещё одна интересная деталь — внешний вид Даши. Она одета в костюм капельдинера Новосибирского городского драматического театра. Ничего не подозревающие зрители могут спокойно пообщаться с актрисой до начала спектакля. Решение режиссёра ввести актёра в зал оказалось достаточно удачным — сломалась так называемая «четвёртая стена». К тому же история взаимоотношений двух бедных влюблённых оказалась злободневной. Наверное, каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с нехваткой денег на какую-то глобальную цель.

Режиссёру удалось удачно переложить сюжет XIX века на современность. Внешний вид сестёр — это неоновые канекалоны, атласные спортивные костюмы, яркие топы на тонких лямках, то есть привычные для настоящего времени предметы одежды молодёжи, некие «отличительные признаки» поколения. Выглядит это всё, несомненно, зрелищно. К тому же такие костюмы подчёркивают сразу несколько проблем, которые поднимает спектакль. Одна из них — растрата культурных ценностей, влияние «другого мира». Консервативные представители старшего поколения современного российского общества просто не понимают внешний вид молодых людей, а, как известно, всё, что непонятно, автоматически приравнивается к опасному.

Вторая глобальная проблема спектакля — взаимоотношения отцов и детей. Постановка очень ярко иллюстрирует непонимание между поколениями. Здесь и «непонятный» внешний вид, и язык, и разное поведение. Последнее актёрам удалось передать особенно ярко. Так Фёкла (Татьяна Мухоедова) выдерживает линию «щенячьего» поведения — прыгает и скулит в особо эмоциональные моменты. Вторая сестра, Лукерья (Варвара Сидорова), так же выглядит дикой, но чёткой линии поведения конкретного животного не прослеживается. Обе сестры не сдержаны, дерзки и взбалмошны. Разница между ними и отцом очевидна. Велькаров (Артём Плашков) — типичный представитель старшего поколения: строгий, готовый на всё, лишь бы его дочери стали «нормальными людьми». Его внешний вид отлично вписывается в концепцию «приличного мужчины», отца — зритель видит его то в костюме с галстуком, то в резиновом рыбацком комбинезоне.

Несмотря на сильные отличия поколений, в пьесе есть и пограничный персонаж. Вслед за Иваном Крыловым режиссёр решила не бросаться из крайности в крайность и очень удачно отразила характер няни Василисы (Татьяна Жулянова). Она понимает отца, выполняет его указания, но при этом и пытается понять сестёр, иногда даже интересуясь звучанием французского языка. Она показывает «другое» старшее поколение, более мягкое и понимающее. Это отражено и в её внешнем виде — она носит строгий серый костюм, что относит её к старшему поколению, но при этом на ней чёрные солнцезащитные очки и блёстки на щеках, что больше похоже на младшее.

Режиссёр назвала постановку музыкальной карикатурой. В спектакле действительно немало музыкальных номеров, которые, несомненно, получились очень зрелищными. Можно даже предположить, что ассоциироваться со спектаклем у зрителей после просмотра будут именно танцевальные номера. К тому же они грамотно дополнены «световой игрой» и театром теней с цветными фонами.

Постановка создана при участии Фонда поддержки и развития театрального образования и Президентского фонда культурных инициатив в рамках проекта «Дебют в России».

Источник: официальный сайт Новосибирского городского драматического театра
Фото: пресс-служба Новосибирского городского драматического театра