01/11 2023
10:00
Ср

С 1 по 3 ноября 2023 года в читальном зале библиотеки ГИТИС пройдёт Международная конференция к 160-летию со дня рождения К. С. Станиславского «Станиславский и музыкальный театр». 

В рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Программа конференции


Первое информационное письмо

Связи К. С. Станиславского с музыкальной сценой, взаимоотношения с её деятелями существовали на протяжении всей его творческой жизни, но были активно реализованы, начиная с января 1919 гг., момента основания Оперной студии при Большом театре.

В 1926 г. Оперная студия под руководством К. С. Станиславского и Музыкальная студия МХАТ под руководством Вл. И. Немировича -Данченко обретают статус государственных и стационарную сцену Дмитровского театра в Москве. Началась уже их совместная деятельность по строительству музыкального театра нового типа — поиску репертуара, форм сценической и актёрской выразительности, сценического пространства, взаимоотношений со зрителем, профессиональной этики и методологии актёрского труда. Конкретные планы и базовые эстетические принципы, заложенные Станиславским и Немировичем-Данченко, продолжили выполняться и после их ухода, став обширной долгосрочной творческой программой для поколения творцов второй половины ХХ в. В первую очередь — Л. В. Баратова Б. А. Покровского, Л. Д. Михайлова, И. М. Туманова, Г. П. Ансимова, др.

Опыт Московского художественного театра, психологический реализм как основа сознательного творческого процесса и образного поиска претворился в творчестве прямых учеников и последователей Станиславского. Со временем он своеобразно трансформировался в спектаклях российского оперного театра — композиторами, либреттистами, дирижёрами и концертмейстерами, режиссёрами, сценографами, артистами. Этот закономерный процесс движения творческих идей во времени требует сегодняшнего осмысления.

В какой мере эти очевидные изменения можно отнести к динамике современного театрального процесса в целом и в какой — к эволюции идей Станиславского об опере в новых исторических обстоятельствах? В постановке этих вопросов и возможных ответах на них состоит цель конференции. Участие в ней может представлять интерес для композиторов, дирижёров, театроведов, музыковедов, режиссёров, вокалистов, либреттистов, критиков, менеджеров, аспирантов, магистрантов и студентов профильных учебных заведений по музыкальным и оперным специальностям, а также для независимых исследователей.

Конференция пройдет в онлайн и оффлайн-форматах.

Примерная рубрикация тематики:

  • музыкальный театр в теоретическом наследии К. С. Станиславского;
  • рефлексии идей и метода К. С. Станиславского в музыкально-театральном процессе XXI века;
  • оперное искусство в восприятии, режиссёрской и педагогической практике К. С. Станиславского;
  • актёр и роль: работа актёра над ролью-партией в режиссёрской и педагогической практике К. С. Станиславского; действенный анализ партитуры и партии-роли;
  • историческая преемственность учения о сверхзадаче в оперном искусстве;
  • интерпретация партитуры дирижёром, режиссёром, сценографом, вокалистом;
  • К. С. Станиславский как сверхфигура театральной истории и теории, его реальное и декларируемое влияние на современный оперный процесс;
  • притяжение-отталкивание: идейно-творческая оппозиция К. С. Станиславскому в современном музыкально-театральном процессе;
  • декларативная верность идейно-практическому наследию К. С. Станиславского и реальные сценические результаты;
  • консерватизм и свобода выражения в оперном театре;
  • оперная традиция как догма и как фундаментальная ценность оперного творчества;
  • исторический опыт и современная оперная практика: точки соприкосновения;
  • современные тенденции развития оперного искусства;
  • роль и значение К. С. Станиславского в истории оперной режиссуры.

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Заявка на участие для русскоязычных участников конференции подаётся до 1 октября 2023 г. Для англоязычных участников (в случае оформления визы) — до 15 августа 2023 г. Заявка заполняется на русском и английском языках по следующей форме:

  • аннотация доклада (150 — 200 слов);
  • ключевые слова;
  • подписанное фото (например «Ivanov S.«), крупным планом в формате TIFF или JPG (разрешение от 300 до 600 dpi);
  • сведения об авторе: учёная степень, учёное звание, место работы /учёбы, город, должность, контактная информация (адрес электронной почты, телефон), форма участия (онлайн/оффлайн), необходимость официального приглашения (да/нет), необходимость сертификата (да/нет);
  • указать, на каком языке будет зачитываться доклад.

Регламент доклада: 20 мин.+ 5 мин. для дискуссии. Предусмотрена возможность показа видео и презентаций.

Заявка на участие оформляется в формате docx в виде файла, озаглавленного по фамилии, например «Ivanov S._заявка», и подаётся по адресу: application@gitis.net.

Решение по полученной заявке выносится Оргкомитетом в течение недели после окончания срока её представления и сообщается заявителю по электронной почте. Оргкомитет оставляет за собой право отбирать заявки. Отклонённые заявки не рецензируются.

По итогам конференции будет выпущена коллективная монография с регистрацией в РИНЦ. Статьи, объёмом до 30 000 знаков, включая пробелы и сноски, будут приниматься до 1 декабря 2023 г. Образец оформления будет выслан после проведения конференции. Участие в конференции с докладом — обязательное условие публикации.

Участие в конференции бесплатное. Возможно предоставление общежития. Просьба указать об этом в заявке, отправленной как можно раньше, т. к. количество мест ограничено.

Командировочные расходы за счёт направляющей стороны.

Справки по адресу: application@gitis.net

Место проведения: ГИТИС (читальный зал библиотеки). Адрес: Москва, Малый Кисловский пер., д. 6.

ПРОГРАММА

1 ноября 2023 г.

10.30 — 11.00. Регистрация участников.
11.00 — 11.15. Приветственные обращения администрации вуза и оргкомитета.

11.15 — 13–15. Модератор: доктор философских наук, доцент Е. В. Шахматова.

  1. Гордеев Пётр Николаевич (доктор исторических наук, старший научный сотрудник кафедры русской истории XIX—XXI вв., РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). К. С. Станиславский, Е. К. Малиновская и музыкальный театр.
  2. Лэнь Юйчунь (MSt in Slavonic Studies, University of Oxford). Переосмысление музыкальной режиссуры Станиславского в «Чайке» Юрия Бутусова.
  3. Ведякова Анастасия Константиновна (солистка Смоленской филармонии, Член Союза композиторов РФ, Член Академии звукозаписи «Грэмми», Член Международной гильдии дирижёров, студентка Джульярдской школы музыки, класс дирижирования М. Шапиро). Эдуард Францевич Направник и русская опера: дирижëрская интерпретация в исторической перспективе.
  4. Головатая Галина Федоровна (кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессор кафедры оперного пения Российской государственной специализированной академии искусств, Москва). Роль Оперной студии в формировании молодых певцов.

    13.15 — 13.30. Кофе-брейк.

    13.30 — 14.45. Модераторы: доктор искусствоведения А. Г. Колесников, доктор философских наук, доцент Е. В. Шахматова.

  5. Биккулова Диана Ракиповна (кандидат искусствоведения, учёный секретарь Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Режиссёры — последователи идей К. С. Станиславского на оперной сцене России начала XX века.
  6. Колесников Александр Геннадьевич (доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Влияние идей К. С. Станиславского на развитие музыкального театра XXI века.
  7. Niizhelskoy Victor Aleksandrovich (PhD of pedagogy, Art Director of Ryutsu, Keizai University, Chiba, Japan). Sayuri Aramaki (opera singer, professor of opera at Senzoku Music University, Seitoku University, Tokyo, Japan). Опыт режиссёрской работы с японскими артистами оперы. Онлайн.

    Перерыв 14.45 — 15.15.

    15.15- 17.00. Модератор: доктор искусствоведения А. Г. Колесников.

  8. Вартанова Карина Врамовна (кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва) Новаторская система К. С. Станиславского в оперном театре и дальнейшее развитие и трансформация Б. А. Покровским основных её принципов.
  9. Амелина Валерия Александровна (Студентка 5 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Постановки Б. А. Покровского как развитие идей К. С. Станиславского.
  10. Александрийский Владислав Александрович (аспирант Института современного искусства, Москва). Инверсия образной системы в волшебной опере Г. Ф. Генделя «Альцина». От новаторства к традиции.

    Фуршет 17.00

    2 ноября

    11.00 — 13.15. Модератор: доктор искусствоведения доцент Т. К. Егорова.

  11. Уфимцева Анастасия Владимировна (аспирантка Института современного искусства, Москва). Оперный цикл и принципы его структурной организации: на примере «Триптиха» Джакомо Пуччини.
  12. Анестратенко Михаил Владимирович (кандидат искусствоведения, доцент Института современного искусства, Москва). Алгоритм работы над сценическим образом в музыкальном театре на примере методологии Ф. И. Шаляпина — К. С. Станиславского.
  13. Гинзбург Александр Евгеньевич (аспирант Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Применение идей и метода К. С. Станиславского в жанре мюзикла.
  14. Завада Игорь Юрьевич (солист-вокалист Краснодарского музыкального театра, магистрант кафедры эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, магистрант кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры), Калинин Евгений Геннадьевич (преподаватель-режиссёр оперного класса, старший преподаватель кафедры оперной подготовки РГК им. С. В. Рахманинова, режиссёр Ростовского государственного музыкального театра). Концептуальность оперных постулатов системы Станиславского применительно к жанру мюзикла. Онлайн.

    12.45 — 13.00 Кофе-брейк

    13.00 — 14.30. Модератор: доктор искусствоведения, доцент Т. К. Егорова.

  15. Кузнецов Николай Иванович (доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Москва). Актуальность теоретических наследий К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина в XXI веке.
  16. Крутова Арина Викторовна (магистрант РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Использование основных положений школы К. С. Станиславского в преподавании сценической речи у вокалистов.
  17. Лесникова Олеся Николаевна (педагог актёрского мастерства факультета музыкального театра Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Методология Станиславского в музыкальном театре. Проблема физической свободы в воспитании актёра музыкального театра.

    Перерыв 14.30 — 15.00.

    15.00 — 16.30. Модератор: Т. К. Егорова.

  18. Фиденко Юлия Леонидовна (доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории музыки Дальневосточного государственного института искусств, Владивосток), Мазур Алина Евгеньевна (аспирантка Дальневосточного государственного института искусств, Владивосток) Надграничная экзотика в оперной режиссуре: путь от декоративности к психологизму К. С. Станиславского (на примере оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»).
  19. Макарычев Данила Витальевич (аспирант Института современного искусства, Москва). Синтез искусств в отечественном музыкальном театре XXI века: актуальные практические и методологические способы создания спектакля.
  20. Гурецкая Яна Александровна (соискатель учёной степени кандидата искусствоведения Российской академии музыки имени Гнесиных, Москва). «Не старайтесь дать больше, чем есть у композитора»: К. С. Станиславский на страницах «Советской музыки».

    3 ноября

    11.00 — 13.15. Модератор: доктор философских наук, доцент Е. В. Шахматова.

  21. Курц Анна Андреевна (студентка 4 курса кафедры мастерства актёра Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского, Красноярск). Трактовка приёмов актёрской выразительности К. С. Станиславского в современном музыкальном театре (на примере студенческих спектаклей). Онлайн.
  22. Гурова Янина Юрьевна (кандидат искусствоведения, доцент кафедры хореографического искусства РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Идеи К. С. Станиславского в контексте балетного театра XXI в. К вопросу хореографической интерпретации классического наследия.
  23. Кальманович Ева Дмитриевна (студентка 3 курса бакалавриата Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург). Мастерство актёра à la pointe: применение системы Станиславского в балетной педагогике.
  24. Солодовникова Александра Владимировна (специалист Отдела архивных фондов и книжных коллекций Музея Московского Художественного Академического Театра, Москва). Станиславский и музыкальный театр: по материалам архивного отдела Музея МХАТ.

    13.00 — 13.15. Кофе-брейк.

    13.15 — 14.45. Модератор: доктор искусствоведения, доцент Т. К. Егорова.

  25. Шахматова Елена Васильевна (доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент, начальник научного отдела Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва) Исполнительский опыт К. С. Станиславского в оперетте Гилберта и Салливана «Микадо».
  26. Наумов Александр Владимирович (кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Сектора Истории музыки ГИИ, Москва). Музыкальный театр братьев Алексеевых. 1880-е годы.
  27. Сейдаметов Сейдамет Ришатович (аспирант Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Анализ основных аспектов методологии К. С. Станиславского и их применение в музыкальном театре на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

    Перерыв 14.45 — 15.15.

    15.15 — 16.30. Модератор: доктор искусствоведения, доцент Т. К. Егорова.

  28. Егорова Татьяна Константиновна (доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Российского института театрального искусства — ГИТИС, Москва). Проблемы фильма-оперы в свете системы К. С. Станиславского.
  29. Сидоренко Людмила Юрьевна (кандидат культурологии, директор Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации, Москва) Первоисточник как культурная ценность. На примере воспоминаний режиссёра и педагога П. С. Златогорова о первой постановке оперы Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» в 1934 году.

Место проведения: ГИТИС (читальный зал библиотеки, музей). Адрес: Москва, Малый Кисловский пер., д. 6.

В ПРОГРАММЕ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!

Тем, кто хотел бы послушать доклады онлайн, необходимо зарегистрироваться, отправив заявку на адрес application@gitis.net В заявке следует указать полные имя, отчество, фамилию; место проживания; имя, под которым вы регистрировались в системе Zoom. После этого вам будет выслана ссылка на конференцию.

Справки по адресу: application@gitis.net

Оргкомитет конференции:

А. А. Бармак, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ (ГИТИС)
Г. А. Заславский, кандидат филологических наук, заслуженный деятель искусств РФ (ГИТИС)
А. Г. Колесников, доктор искусствоведения (ГИТИС)
Н. И. Кузнецов, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ (МГК им. П. И. Чайковского)
М. Г. Раку, доктор искусствоведения (ГИИ)
И. П. Сусидко, доктор искусствоведения (РАМ им. Гнесиных)
А. Б. Титель, народный артист РФ (ГИТИС)
Е. В. Шахматова, кандидат искусствоведения, доктор философских наук (ГИТИС)
В. А. Смелякова, секретарь (ГИТИС)

RUSSIAN INSTITUTE OF THEATRE ARTS (GITIS)
MOSCOW P. I. TCHAIKOVSKY CONSERVATORY
GNESIN RUSSIAN ACADEMY OF MUSIC
THE STATE INSTITUTE FOR ART STUDIES
INTERNATIONAL CONFERENCE dedicated to the 160th anniversary of Konstantin Stanislavsky’s birth as part of the strategic academic leadership program «Priority-2030»
STANISLAVSKY AND MUSICAL THEATRE
November 1–3, 2023
Moscow

First Call for Papers

Konstantin Stanislavsky had connections with the musical stage and maintained relationships with its practitioners throughout his creative life, but these connections were actively realized starting from January 1919, the moment of the founding of the Opera Studio at the Bolshoi Theatre. In 1926, The Opera Studio under the leadership of Stanislavsky and The Musical Studio of the Moscow Art Theatre under the leadership of Vladimir Nemirovich-Danchenko acquired the status of state institutions and also obtained a stationary stage at the Dmitrovsky Theatre in Moscow.

Their joint activity began towards creating a new type of musical theatre — searching for repertoire, forms of stage and actor expression, stage space, relationships with the audience, professional ethics, and acting methodology. Specific plans and basic aesthetic principles laid down by Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko continued to be carried out even after their death, becoming an extensive long-term creative program for the generation of creators of the second half of the 20th century. Such as Leonid Baratov, Boris Pokrovsky, Leo Mikhailov, Joseph Tumanov, Georgy Anisimov and others.

The experience of the Moscow Art Theatre, with psychological realism as the basis of a conscious creative process and imaginative exploration, has been embodied in the work of the direct disciples and followers of Stanislavsky. Over time, it has transformed into a unique form in the productions of Russian opera theatres, by composers, librettists, conductors, concertmasters, directors, set designers, and performers. This regular process of creative ideas movement through the time requires contemporary analysis and reflection.

To what extent can these obvious changes be attributed to the dynamics of the modern general theatrical process, and to what extent to the evolution of Stanislavsky’s ideas about opera in new historical circumstances? The purpose of the conference is to explore these questions and possible answers to them. The conference may be of interest to composers, conductors, theatre critics, musicologists, directors, vocalists, librettists, managers, graduates and undergraduate students of specialized educational institutions in music and opera specialties, as well as independent researchers.
The conference will take place in both online and offline formats.

Suggested topics:

  • Musical theatre in the theoretical legacy of Konstantin Stanislavsky;
  • Reflections on the ideas and method of Konstantin Stanislavsky in the musical theatre process of the 21st century;
  • Opera art in the perception, directorial, and pedagogical practices of Konstantin Stanislavsky;
  • Actor and role: the actor’s work on the role-part in the directorial and pedagogical practice of Konstantin Stanislavsky; active analysis of the score and the role-part;
  • Historical continuity of the super-task studying in opera art;
  • Interpretation of the score by the conductor, director, scenographer, and vocalist;
  • Konstantin Stanislavsky as an outstanding figure in theatrical history and theory, his real and declared influence on the modern opera process;
  • Attraction-repulsion: ideological and creative opposition to Konstantin Stanislavsky in modern musical theatre process;
  • Declarative adherence to the ideological and practical legacy of Konstantin Stanislavsky and actual stage results;
  • Conservatism and freedom of expression in opera theatre;
  • Opera tradition as a dogma and as a fundamental value of opera creation;
  • Historical experience and modern opera practice: points of intersection;
  • Modern trends in the development of opera art;
  • The role and significance of Konstantin Stanislavsky in the history of opera directing.

Languages of the conference: Russian and English.

Deadline for participants from Russia is October 1, 2023.

Deadline for international participants (in case of visa processing) is August 15, 2023.

The application is filled in Russian and English, according to the following form:

  • abstract of the report (150 — 200 words);
  • keywords;
  • signed photo (for example Ivanov S.), close-up in TIFF or JPG format (resolution from 300 to 600 dpi);
  • information about the author: academic degree, academic title, place of work /study, city, position, contact information (email address, phone number), form of participation (online/offline), the need for an official invitation (yes/no), the need for a certificate (yes/no);
  • indicate in which language the report will be read.

Regulations of the report: 20 min.+ 5 min. for discussion. It is possible to show videos and presentations.

The application for participation must be done in docх format in the form of a file entitled by last name, for example Ivanov S._request, and must be submitted to: application@gitis.net.

An organizing committee will make a decision concerning an application in a week after its submission. The decision will be communicated to an applicant via e-mail. The organizing committee reserves a right to reject an application. Unfortunately, we cannot provide written reviews for applicants whose applications were rejected.

Following the results of the conference, a collective monograph will be published with registration in the RSCI. Articles with a capacity of up to 30,000 characters, including spaces and footnotes, will be accepted until December 1, 2023. A design sample will be sent after the conference. Participation in the conference with a report is an obligatory condition for publication.

Participation in the conference is free of charge. It is possible to provide a dormitory. Please indicate this in the application sent as early as possible, because the number of rooms is limited.

The organizing committee will not cover any travel expenses.

If you have any questions, please, email to application@gitis.net.

The conference will take place at Russian Institute of Theatre Arts GITIS. Address: Moscow, Maly Kislovsky pereulok, 6.

Organizing committee:

A. A. Barmak, Cand. of Sciences (Art Studies), Honored Art Worker of the R. F. (GITIS)
A. B. Titel, People’s Artist of the R.F.(GITIS)
G. A. Zaslavsky, Cand. of Sciences (Philology), Honored Art Worker of the R. F. GITIS)
A. G. Kolesnikov, Dr. of Sciences (Art Studies) (GITIS)
N. I. Kuznetsov, Dr. of Sciences (Art Studies) (Moscow P. I. Tchaikovsky Conservatory)
M. G. Raku, Dr. of Sciences (Art Studies) (SIAS)
I. P. Susidko, Dr. of Sciences (Art Studies) (Gnesin Academy of Music)
E. v. Shakhmatova, Cand. of Sciences (Art Studies), Dr. of Sciences (Philosophy) (GITIS)
v. A. Smelyakova, Secretary (GITIS)

Главный учебный корпус.
Москва, Малый Кисловский пер., д. 6

Арбатская