08/12 2023
13:22
Пт

6 декабря 2023 года для студентов 1 курса факультета сценографии прошла конференция «Театральный костюм на сцене ХХI века».

Кандидат искусствоведения Т. Г. Шовская представила на конференции доклад «Художественная выразительность + технологичность. Филипп Гильотель для Cirque du Soleil».

Cirque du Soleil, первоначально состоявший из двадцати уличных артистов, превратился к рубежу столетия в мирового лидера офлайн-развлечений. Цирковое искусство было полностью переосмыслено: оно приблизилось к театру по глубине художественного высказывания, задало высочайшую планку циркового мастерства и стало неизменно базироваться на новейших технических достижениях.

Это в полной мере относится и к костюмам для цирковых шоу. Cirque du Soleil регулярно сотрудничает с французским художником по костюмам Филиппом Гильотелем. Костюмы, типичные для Cirque du Soleil, варьируются от мультяшных до действительно роскошных. Здесь можно увидеть как традиционные полосатые цирковые трико, так и викторианские наряды. Вместе они превращают огромный ансамбль в единое эстетическое целое. Исполнители переодеваются пять-шесть раз на протяжении шоу, что составляет в среднем 125 имиджей персонажей и 5000 предметов гардероба для каждого представления. Филипп Гильотель говорит, что его костюмы играют одну из ведущих ролей в атмосфере представления, более того — они ведут собственное повествование. Нетрадиционные и чудаковатые костюмы в постановке значительно усиливают художественный эффект. 

Филипп Гильотель любит создавать на сцене симбиоз между костюмами и техническими изобретениями — «гибридных» персонажей, полулюдей-полумашинВ цирке артисты должны двигаться легко и выразительно, поэтому форма костюма должна не только соответствовать характеру персонажа, но и быть удобной. Кроме того, костюмы должны выдерживать постоянное использование и стирку — на гастролях обычно бывает 11 выступлений в неделю.

Чтобы сделать одежду функциональной, Филипп Гильотель обычно выбирает пять или шесть материалов для каждой постановки, которые использует всеми возможными способами: окрашивает, наносит орнаменты, добавляет фольгу — в зависимости от желаемого эффекта. Акцентные детали одежды могут казаться тяжёлыми, имитировать кожу и металл, но на самом деле они лёгкие и прочные, поскольку сделаны из высокотехнологичных материалов, например, из углеродного волокна.

Для постановки «Кабинет курьезов» он выбрал мягкую лайкру, которая может выглядеть фактурной или глянцевой, шёлковый эластичный нейлон, который хорошо драпируется и позволяет нанести светоотражающий рисунок, а также натуральные хлопок и лён. Некоторые части костюмов были напечатаны на 3D-принтере, чтобы точно соответствовать телам артистов.