24/05 2022
14:00
Вт

20 мая 2022 года на кафедре истории изобразительного искусства прошла конференция «Венеция. Вековые богатства искусства».

Доцент кафедры изобразительного искусства Н. Ю. Вавилина в своём докладе рассказала о венецианских театрах Мира XVI-XVII веков - уникальном явлении в истории театра. Театры мира сооружались силами так называемых братств Кальца в честь значительных событий в жизни Серениссисы. Плавучие архитектурные конструкции, обычно круглые в плане, устанавливались на плоскодонные лодки-понтоны. Их маршруты и представления, которые на них устраивались, были частью общегородских празднеств и оформлялись самым роскошным и изысканным образом. Первое документальное упоминание театра Мира мы встречаем в «Дневниках» венецианского хрониста Марина Санудо (1466-1536). Праздник на Большом Канале устраивало общество «Цветущие» (Floridi). Следующий театр Мира был сооружен по заказу общества «Любезных» (Cortesi) по cлучаю приезда знатной персоны – Франческо д’Эсте (1516–1578). В 1564 году общество «Пылких» (Accesi) приняло в свои ряды юного Франческо Мария II делла Ровере (1549 —1631). В честь его торжественного приема в компанию по эскизу архитектора Джованни Антонио Рускони был построен один из самых известных и впечатляющих венецианских театров Мира, представлявший собой «морскую раковину в виде Мира». Проект Рускони был реализован двумя братьями-скульпторами: Людовико и Траяно Моденези. Карниз и балюстраду, увенчанную куполом и фонарём со статуей, поддерживали 16 атлантов. Внутри находились дамы и кавалеры-иностранцы. Под звуки серенад театр переплыл Большой Канал. Самый известный и лучше всего задокументированный театрализованный праздник, связанный с театром Мира, – коронация догарессы Морозины Морозини 4 мая 1597 года. В качестве архитектора плавучего театра выступил Винченцо Скамоцци. Заказчиками стали сорок юношей из знатных семейств из свиты Морозины Морозини-Гримани. Проект не относится к числу «эфемерных» и сугубо развлекательных. Это был серьёзный архитектурный экзерсис, отсылающий к великой палладианской архитектуре. Четыре портика с фронтонами на восьми колоннах композитного ордера. Колонны поддерживали большой архитрав и две балюстрады, обходившие театр внутри и снаружи. Фронтоны расписал Паоло Пьяцца, изобразив на одном из них дожа Марина Гримани, на другом – его супругу Морозину Морозини-Гримани. На третьем фронтоне была изображена земная сфера со звёздным небом, а на четвёртом – гербы дожа и догарессы, знаки зодиака и надпись: Moventi Obsequium. Кроме того, верх фронтонов был украшен двенадцатью фигурами, представляющими знаки зодиака с соответствующей эмблемой в руке. Венчал конструкцию достаточно массивный позолоченный купол с шестнадцатью круглыми окошками внизу и фонарём на шести колонках, с маленьким куполом и статуей на нём. На корме скульптор Джероламо Кампанья поместил огромную скульптуру Нептуна. Сам театр был водружен на большую платформу, замаскированную под кита, и приводился в движение барками в форме рыб.